Путешествие по богатому культурному наследию и блестящей художественной истории Индии будет неполным без упоминания традиционных индийских классических танцевальных форм. Бхаратнатьям — одна из таких индийских классических танцевальных форм, которая представляет собой гипнотическую синхронизацию ритмичной работы ног, интенсивных выражений и чрезвычайно оживленных жестов рук, которые оставляют зрителей в состоянии транса с того момента, как на сцене раздается первый таал, и даже заставляют его резонировать в сознании еще долгое время после окончания танцевального представления. История бхаратнатьям является свидетельством некоторых замечательных метаморфоз. Начавшись как древняя танцевальная форма из Тамил Наду исключительно для танцовщиц храма, более известных как девадаси, чтобы развлекать и умилостивлять богов посредством исполнения религиозных историй, бхаратнатьям претерпела масштабную трансформацию, превратившись в всемирно признанную индийскую классическую танцевальную форму.
Происхождение бхаратнатьям можно проследить между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э., согласно древнему санскритскому тексту исполнительских искусств Натья Шастра, составленному Бхаратой. Возникновение бхаратнатьям невозможно проследить, следуя определенной временной шкале, поскольку некоторые исторические ссылки утверждают, что его возникновение относится ко 2-му веку н. э. согласно древнему тамильскому эпосу Силаппатикарам, в то время как некоторые храмовые скульптуры, датируемые 6-м и 9-м веками н. э., утверждают, что бхаратнатьям является формой искусства, относящейся к первому тысячелетию н. э.
Первоначально известный как Садирааттам, бхаратнатьям считался выразительной и священной формой искусства, доступной только преданным и храмовым танцорам, известным как девадаси, которые посвятили свою жизнь поклонению божествам. Было найдено множество археологических свидетельств в виде скульптуры и тексты, которые подчеркивают славу танцевальной формы, пропитанной духовным пылом и грациозными движениями, вторящими мелодичной преданной музыке. Хотя танцевальная форма праздновалась как иллюстративный способ поклонения девадаси, даже покровительствуемый многими индуистскими королевствами, в 19 веке по всей Индии прокатилась крупная перемена, поставившая бхаратнатьям на перепутье.
То, что раньше с почтением рассматривалось как выражение духовности и преданности, вскоре подверглось осуждению и гротескной критике. С приходом британцев и основанием их колонии в Индии все индийские классические танцевальные формы, включая бхаратнатьям, стали рассматриваться с насмешкой, даже были обозначены как форма искусства, представляемая девушками-наутчами, и осквернены как своего рода эротическое рабство во имя религиозных традиций. Репрессивные тенденции колониальных властей обострились до такой степени, что танцоры постоянно подвергались клевете и маргинализации, а их личность даже подвергалась суду, когда их обвиняли в проституции, что привело к принудительной изоляции священных храмовых истоков танцевальной формы. Постоянное оскорбление бхаратнатьям превзошло все границы приличия, когда все классические танцевальные формы в индуистских храмах были запрещены Британской империей в 1910 году, начало которому было положено уже в 1892 году антитанцевальными движениями. Считалось, что реформация общества необходима для очищения его от позора непристойной публичной демонстрации искусств, что было идеей, возникшей в колониальном мышлении, совершенно несимпатичном к богатой культурной истории и традициям Индии. Вскоре различные англо-индийские законы начали ограничивать проявления сексуальности, тел и секса, тем самым осуждая некогда славную форму искусства как нечто весьма бесчестное.
Вскоре после этого отвратительного подавления творчества, знать о бхаратнатьямнаряду с другими индийскими классическими формами танца, ждал еще один шаг эволюции. Общенациональные запреты спровоцировали движения и протесты жителей Тамил Наду и энтузиастов классического искусства, которые выступили против акта дегуманизации и приписывания танцорам определенных черт во имя социальных реформ. Эти протесты и движения постепенно переросли в миссию возрождения традиционной танцевальной формы, которую поддерживали такие артисты, как Ямини Кришнамурти, Рукмини Деви Арундейл и Баласарасвати, а также Э. Кришна Айер, который был юристом. Кампания по восстановлению Бхаратнатьям как почитаемой формы искусства, которой он когда-то был, была еще больше усилена участием некоторых ярых сторонников с Запада, таких как американская танцовщица Эстер Шерман, которая также обучалась индийским классическим танцам и взяла себе имя Рагини Деви. Приветственные колокола для возрождения бхаратнатьяма на национальной почве Индии начали звонить во время движения за независимость Индии, когда возрождение девадаси и их танцевальной формы стало основным направлением культурного возрождения в Индии. Помимо борьбы за гражданскую свободу, борьба за свободу Индии также требовала демократизации и возрождения индийской художественной формы в современной Индии путем освобождения ее от колониальной цензуры британцев. В Индии после обретения независимости бхаратнатьям был официально вновь представлен как традиционный храмовый танец, тем самым возрождая славу этой художественной формы.
Пройдя через испытания и невзгоды цензуры и позора в течение многих лет, бхаратнатьям превратился в глобальную форму искусства, которая вышла за пределы своих индийских границ, выплеснувшись на международные культурные платформы. С такими известными практиками, как Мриналини Сарабхаи, Маллика Сарабхаи и пионером современного танца в Индии Удаем Шанкаром, которые приняли эстафету по распространению древней индийской классической формы танца на мировой культурной сцене, бхаратнатьям вскоре стали аплодировать за его пленительную красоту и захватывающие повествования, художественные выражения и приемы по всему миру. Сегодня бхаратнатьям — это не просто пример богатой культурной истории и традиций Индии, но и часть всемирной мозаики инновационных форм искусства, которые могут очаровать мировую аудиторию своей непревзойденной элегантностью и неизбежным волшебством.
@(email protected)
Добавьте ключевое слово всего 3-4 раза и проверьте
_Назначено (email protected)_